Как уже отмечалось, опалубка, за исключением опалубки – облицовки, служит временной формой для придания проектных размеров и положения железобетонной или бетонной конструкции и должна быть удалена после набора бетоном прочности.
Поэтому на стадии изготовления опалубки необходимо предусмотреть возможность легкой ее разборки и
максимальной сохранности всех элементов.
Приступать к разборке опалубки можно только после набора бетоном определенной прочности. При этом необходимо помнить, что в зависимости от марки цемента и его вида, а также качества исходных материалов и точности соблюдения дозировки составляющих, бетон набирает прочность по – разному. В любом случае приступать к разборке опалубки несущих бетонных и железобетонных конструкций можно только тогда, когда отрыв опалубки от бетона не сопровождается повреждением его поверхности.
Разборку опалубки ведут в последовательности, обратной той, которая соблюдалась при сборке. Для опалубки, установленной без поддерживающих лесов, первой операцией при разборке является снятие стягивающих и крепежных приспособлений и элементов. Гайки стяжных болтов отвертывают с помощью гаечных ключей, проволочные скрутки срубают с помощью зубила или раскручивают, пользуясь ломиком – гвоздодером. От затвердевшего бетона опалубку отделяют с помощью деревянных клиньев, вставляемых в щель между опалубкой и поверхностью бетона. Деревянные планки отрывают с помощью ломика – гвоздодера.
При необходимости повторного использования элементов опалубки их желательно перед разборкой пометить жирным карандашом или краской, с тем чтобы облегчить подгонку при новой сборке. Гвозди из щитов или планок, а также из отдельных досок необходимо выдергивать; забивка или загибание гвоздей не допускаются. После разборки щиты или доски очищают от остатков бетона, осторожно опускают на землю, рассортировывают и складывают в штабель.
Распалубливание колонн начинают с удаления рамки у основания и хомутов по длине колонны, затем снимают щиты. Как правило, щиты фундаментов, боковые щиты колонн, а также фундаментов стен и балок можно снимать через 10… 70 ч после окончания бетонирования.
Опалубку стен начинают разбирать с подкосов и ребер. После их удаления снимают направляющие доски и отделяют щиты опалубки от бетона.
Приступать к разборке опалубки несущих конструкций (балок, ригелей, сводов, арок, прогонов или плит) без разрешения производителя работ, а в особо ответственных случаях (по перечню, установленному проектом) без разрешения главного инженера запрещено.
Несущие элементы опалубки железобетонных конструкций при нагрузке на них более 70% нормативной можно удалять только после достижения бетоном конструкции 100%-ной проектной прочности. Если нагрузка не превышает 70% нормативной, опалубку плит пролетом до 3 м, а также других несущих конструкций пролетом до 6 м можно снимать при достижении бетоном 70% проектной прочности, что определяют по результатам контрольных испытаний бетонных кубиков в строительной лаборатории.
Разборку опалубки несущих конструкций выполняют в следующем порядке. Вначале в опалубке балок или прогонов удаляют прижимные доски и снимают боковые щиты. Затем плавно опускают стойки, выбивая из под них клинья или завинчивая опоры. После полного снятия со стоек нагрузки отрывают днище опалубки от балок или щиты от поверхности бетона перекрытия и осторожно опускают на землю или нижележащее перекрытие. Затем снимают поперечные доски между стойками и опускают сами стойки.
Металлические щиты опалубки сразу после их снятия необходимо очистить от налипшего бетона, используя металлические щетки или скребки, и смазать, подготовив их таким образом к дальнейшему использованию.
Разборка опалубки по сравнению с ее установкой является более легкой работой и допускает более низкую квалификацию исполнителей. Поэтому к этой работе могут привлекаться студенты с меньшим навыком плотничных работ. Как правило, на разборке опалубки целесообразно использовать двух человек 2 и 3 – го разрядов. Время, предусмотренное ЕНиР на распалубливание, в 3… 4 раза меньше, чем на установку опалубки, и поэтому задание звену должно быть в 3… 4 раза больше, чем на установку аналогичной опалубки.