Положения отдельно регламентируют порядки определения размеров затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих контроль но объектам, финансируемым полностью или частично за счет средств федерального бюджета. Проведение подрядчиком строительного контроля на указанных объектах финансируется за счет накладных расходов подрядной организации, предусмотренных в цене договора строительного подряда. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля и нормативы численности работников заказчика, на которых возлагается обязанность по проведению контроля, определены в приложении к « Положению».
Также предусмотрено, что размер затрат заказчика исчисляется исходя из общей стоимости строительства (за исключением расходов на приобретение земельных участков) в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без НДС). При этом расчет производится с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к «Положению», и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».
Если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки до вступления в силу данного «Положения» (6 июля 2010 г.), заказчик проектной документации вправе направить се на государственную экспертизу без расчета размера затрат на проведение строительного контроля. При этом отсутствие указанного расчета не будет являться основанием для подготовки отрицательного заключения. В такой ситуации финансирование расходов заказчика на осуществление контроля будет производиться за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем сумму, рассчитанную в соответствии с «Положением».
Исключения составляют случаи, при которых затраты на дату вступления в силу «Положения» превысили установленный размер.
СНиП 12-01-2004 «Организация строительства». Производственный контроль качества строительства выполняется исполнителем работ и включает в себя:
- входной контроль проектной документации, предоставленной застройщиком (заказчиком);
- приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;
- входной контроль применяемых материалов, изделий;
- операционный контроль в процессе выполнения и по завершении операций;
- оценку соответствия выполненных работ, результаты которых становятся не доступными для контроля после начала выполнения последующих работ.
Наряду с вышеуказанными нормативно-правовыми актами существуют документы Федеральной службы РФ по экологическому, технологическому и атомному надзору, регламентирующие осуществление строительного контроля:
- СДОС-03-2009 «Положение по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;
- СДОС-04-2009 «Методика проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства».
Положение СДОС-03-2009 распространяется на виды строительной деятельности, связанные с контролем показателей соответствия требованиям технических регламентов, иных нормативных и правовых документов, а также проектным решениям по строительству, реконструкции и ремонту объектов капитального строительства, контролю показателей проектных решений, технологических процессов, строительных материалов, строительных конструкций, машин, механизмов и оборудования, используемых в процессе строительства, сроков строительства строительной продукции в целом.
Строительный контроль проводится в форме постоянного контроля соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов (норм и правил), результатам инженерных изысканий и требованиям градостроительного плана земельного участка в течение всего периода строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.
Строительный контроль осуществляется застройщиком (заказчиком) с целью определения соответствия показателей качества проектных решений, технологических процессов, строительных материалов, строительных конструкций, машин, механизмов и оборудования, используемых в процессе строительства, сроков строительства, строительной продукции в целом требованиям технических регламентов, иных нормативных и правовых документов, проектно-сметной документации.
Для выполнения своих функций по строительному контролю, а также для взаимодействия с органами государственного строительного надзора и местного самоуправления застройщик (заказчик) может привлечь в качестве подрядной организации инспекционную организацию, аккредитованную в Единой системе оценки соответствия. Передача застройщиком (заказчиком) своих функций и соответствующей ответственности привлеченной организации оформляется договором между ними.
Специалисты инспекционной организации, осуществляющие строительный контроль при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, должны быть аттестованы в качестве экспертов в Единой системе оценки соответствия в соответствии с «Требованиями к экспертам по промышленной безопасности» (СДА-23-2008).
К основным функциям организаций, проводящих строительный контроль, относятся:
- проверка качества проектных решений, технологических процессов, строительных материалов, строительных конструкций, машин, механизмов и оборудования, используемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, сроков строительства, строительной продукции в целом;
- проверка готовности строительных организаций к ведению строительства;
- проведение контроля исполнения и приемка завершаемых или завершенных скрытых работ, участие в приемке готовых строительных объектов и подготовке заключения о соответствии законченного строительством объекта требованиям технических регламентов, иных нормативных и правовых документов, проектно-сметной документации;
- подтверждение наличия фактически выполненных объемов работ, их качества и устранение брака и выявленных несоответствий;
- предоставление своевременной информации заказчику (застройщику) и территориальным органам Ростехнадзора обо всех отклонениях, допущенных на любом этапе строительства, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
На особо опасных, технологически сложных и уникальных объектах капитального строительства строительный контроль, как правило, осуществляется инспекционными организациями, аккредитованными в Единой системе оценки соответствия.